пятница, 6 октября 2023 г.

Олимп 2023

Предыдущая глава. Тасос.

Олимп.

Олимп был отдельной, важной и самой неопределенной частью запланированного отдыха. На самом деле Олимп - это не конкретная гора, а горная система, состоящая из нескольких гор. Обычно, когда говорят о покорении Олимпа, имеют ввиду достижение одной (или двух, или всех) из трех горных вершин: СкАлы, СкАлио и Митикоса. Самая низкая и легкодоступная вершина - СкАла (2866 м). Самый высокий и труднодоступный пик - Митикос (2916 м). Разница высот между парковкой и пиками около 2 км.

Так же погода в окрестностях Олимпа обладает одной особенностью: к обеду пики ВСЕГДА затягивают облака, и с них уже панорамами не полюбуешься. Все эти факторы формируют определенный стандартный алгоритм покорения Олимпа.

Выполняется он в два этапа. Первый этап - это подняться от парковки до Приюта (длина пути 5 км, набор высоты 1200 м). Ночь провести в Приюте и рано-рано утром уже идти до вершины (длина пути 2,5 км, набор высоты 800 м).

В таком случае есть время добраться до вершины до обеда, полюбоваться видами и уже спокойно спускаться до Приюта и далее до парковки. Мы при планировании решили следовать этому шаблону. Заранее забронировали (через переписку по электронной почте) и оплатили (через PayPal) жилье на 6 человек.

Еще один момент, это одежда и обувь. Все источники интернета убеждают брать трекинговую обувь. Мы послушались, и в итоге всю дорогу с нами специально для Олимпа ездил мешок с трекинговыми кроссовками. Так же в Приюте требуется сменная обувь. Шлепки тоже пошли в один из рюкзаков. Одежду так же нужно предусмотреть потеплее. Согласно одной простой эмпирической формуле, с каждым километром вверх температура воздуха опускается на 5 градусов. Т.е. если у подножия горы воздух прогрелся до 25 градусов, то на высоте 2916 метров он должен быть примерно 10-11 градусов.

А если еще и с ветром то это точно погода не для шорт и майки. Мы с собой взяли кроме маек, еще кофты и куртки-ветровки, а детям, у которых ветровки были совсем тонкие, еще и дождевики. На ноги - спортивные штаны и с собой легинсы.

Так же важно заранее продумать, что брать с собой. В Приюте ВСЁ ОЧЕНЬ ДОРОГО. Поэтому решили все что нужно брать с собой по максимуму. Итого, кроме одежды, несли 2 термоса по 2 литра чая, термос для каши, 1 кг йогурта в ведерке, бутерброды, 1 л воды попить в дорогу, простыни для кроватей, фотоаппарат.

Каждый кроме самой младшей дочери, нес свой рюкзак.

Неопределенность олимпийской части нашего путешествия заключалась в том, что мы никогда и близко не поднимались за день на такую высоту. Мама и папа лет 15 назад поднимались за день на высоту около 700 метров.

Но это было давно и это было без детей. Куда и когда мы дойдем в этот раз - было совершеннейшей загадкой. Поэтому морально мы готовились к тому, что пики могут остаться непокоренными. Но одно было установлено точно - до Приюта надо дойти во что бы то ни стало, иначе придется возвращаться к машине ночью в полной темноте.

Погрузка на паром с Тасоса.

Вид на Тасос с парома.

Пляж недалеко от Керамоти.

Мрамор с Тасоса.

На горизонте показался Олимп.

Нам куда-то  в это ущелье.

Последняя часть дороги к Олимпу - горный серпантин.

Вот так просто прямо через дорогу протекает горный ручей.

Итак, к двум часам мы приехали на парковку перед тропой наверх. Последняя часть дороги до парковки - горный серпантин. Местами крутой, но везде достаточно широкий, асфальт качественный, так что едется легко.

На парковке мы перекусили, переформировали рюкзаки и в 14:45 начали подъем. В самом начале пути дорога идет вдоль горной реки с водопадами. Место красивое, но мы решили особо не задерживаться, так как нам надо было не просто дойти до приюта, а дойти до 20:00 - в это время приют закрывается и больше никого не впускает. По идее, должны были успевать, но кто ж знает, когда у кого из детей что устанет или заболит, так что решили идти с запасом по времени.

В общем и целом, по дороге каких-то интересных мест, смотровых площадок, панорамных видов особо и нету. Примерно две трети пути идешь по лесу, в конце уже больше по открытым камням. На парковке было очень свежо, поэтому кофты мы одели сразу, однако во время подъема, когда разогрелись, сняли их и уже до самого Приюта шагали в майках и закатанных по колено штанах. Хотя под конец пути, вечером, когда солнце уже спряталось за горы, воздух остыл градусов до 15.

Старшие дети поднимались замечательно. Сыны одно что не бежали, старшей дочери было потяжелее. В какой-то момент у нее заболела голова, тогда старший сын взял у нее рюкзак и нес его вместе со своим, иногда передавая его младшему сыну.

Младшая дочь, как ни удивительно, процентов 70 пути прошла сама! Так что силы родителей тратились больше не на то, что бы её нести, а на то, что бы уговаривать её, что надо идти (а это тоже ох как не просто).

В итоге, к Приюту пришли в 18:30, потратив на подъем меньше 4 часов! Как это получилось, сами до сих пор понять не можем.

Горная река рядом с автомобильной парковкой.

Дорога среди корней и камней.

Первая часть пути идет по лесу.

Горные виды появляются только в последней трети пути.

До приюта осталось не много: 200 метров высоты и час времени.

В приюте папа выцепил кого-то из персонала (это было не просто - посетителей много, все заняты), получил забронированные койки. Вообще Приют работает по типу общаги - бронируются койко-места, а не комнаты. Но так как у нас было забронировано 6 койко-мест, а у них в комнатах по 6 кроватей (3 двухэтажных), то нам повезло заселится в собственную комнату.

Перед сном поужинали в столовке (покупали только кипяток, что б заправить термос с гречкой, стакан кипятка - 1 евро, итого на термос 3 евро). Съели бутерброды с чаем и йогурт с печенюхами.

Электричество в розетках отсутствовало, так что обогреватели включить не получилось (а в комнате было ОЧЕНЬ свежо). Зато на каждую кровать приходилось аж до трех одеял. В общем спать было тепло... и темно! В приюте в 22:00 полностью выключается электричество. Света нет. Вообще. Рядом с приютом только лес и горы - никаких источников искусственного света. Новолуние. В общем лежать с открытыми и закрытыми глазами было одинаково.

Детей этот момент немного испугал, поэтому когда ночью кто-нибудь в очередной раз просыпался и всхлипывал, что ничего не видит, папа включал экран на смартфоне. Ребенок видел, что по-прежнему лежит на кровати в комнате с родителями и спокойно засыпал дальше.

Проснулись в 5 утра. Перекусили кашей из термоса и печеньем с чаем. Сходили заварили еще термос чая (на 4 евро) и стали собираться в дорогу. Особенно запомнился рассвет!

Месяц повернулся серпом вниз и из-за горизонта, рядом с чуть виднеющейся горой Афон (до которой 165 км по прямой!), появляется Солнце. Незабываемо!

Если присмотреться, то на самом горизонте можно разглядеть гору - это Афон.

А вот и Солнце.

Вчера вечером после подъема совершенно не верилось, что мы сегодня еще хоть куда-то сможем дойти. Но как ни странно, утром все чувствовали себя достаточно бодро, ноги не подкашивались, так что все приободрились.

Примерно в 7 утра вышли с приюта. Солнце уже светило высоко, так что было довольно тепло, не смотря на ранний час. Даже кофты поснимали. Вообще, нам повезло с погодой, так как совершенно отсутствовал ветер.

Поэтому идти было тепло и комфортно. Второй день пути должен был быть и легче и тяжелее одновременно. Легче, т.к. подниматься надо было только 800, а не 1200 метров. К тому же, хоть мы и были выселены со своих койко-мест, но в Приюте разрешено оставлять свои вещи (никаких камер хранения - все под свою ответственность), поэтому те же простыни, сменные шлепки, пустые термосы остались там. В итоге дети шли налегке, только у старшего сына был небольшой рюкзак.

Папин и мамин рюкзаки тоже заметно полегчали. Но с другой стороны, это все-таки был второй день пути. И почти сразу стало понятно, что так же вспорхнуть, как вчера, сегодня уже не получится. В общем, шли как идется.

Первая треть пути проходила среди леса, потом выбрались на открытые участки. Вот там и начали открываться захватывающие виды.

Солнце чуть поднялось над горизонтом, а мы уже в пути.

Один из очень немногочисленных указателей.

Первая часть пути проходила среди деревьев.

Вид на Приют сверху.

Сегодня с рюкзаком только старший сын.

Младшая дочь честно топала сама.

Постепенно деревья стали пропадать.

Горный монастырь.

Вторая половина пути шла уже только среди камней.

Вереница покорителей Олимпа.

Конец пути уже виден, но до него еще так далеко!

Панорама гор в сторону материка.

Если по пути к приюту дорога больше петляла среди корней, то сегодня она шла преимущественно по камням. Правы были те, кто советовал трекинговую обувь. Без нее было бы очень непросто. Хотя по пути назад нам встретился один пожилой хайкер, который передвигался вообще босиком - но это было исключение. Последнюю часть пути младшая дочка как-то особенно начала капризничать, так что шли медленнее, чем могли бы.

Подъем не обошелся без происшествий. Примерно на половине пути до вершины старшая дочь лишилась зуба. На очередном привале вытащила жевательной конфетой шатающийся молочный зуб.  Да, все-таки горы - это горы. Тут надо быть начеку.

Но тем не менее, примерно к 11 (за 3,5 часа) мы добрались до СкАлы - самой доступной вершины Олимпа. С пика открывались потрясающие панорамы! Оно того стоило!

Вид с вершины - просто космос! Слева - Скалио, справа - Митикос.

Покорители Митикоса карабкаются к вершине.

Назад до Приюта спустились часа за 2,5. Шлось довольно легко. Только первая часть пути от вершины была тяжелой - там тропа проходила по сыпучему щебню, приходилось ступать очень аккуратно, что бы не поскользнуться.

Местами спускаться вниз было легче по скалам, чем по сыпучей тропе.

К обеду, как и положено, стали появляться облака.

И вот уже Митикос в тумане.

Назад шагалось намного бодрее.

В приюте мы забрали оставленные вещи, перекусили (самым дорогим в нашей жизни куриным супом) и пошли к парковке. По пути младшая дочка сильно канючила и с рук почти не слазила, а за 2 км до парковки вообще заснула у папы на руках. Но тем не менее, как-то дошли. Единственно, водопады рядом с парковкой, на которые думали зайти по дороге назад, так и остались неосмотренными. Сил уже не было ни на что!

Хоть дорога шла вниз, а все равно приходилось останавливаться - сказывалась усталость.

Отдохнули, и снова в путь.

На парковке переобулись и поехали заселяться в апартаменты в Литохорно. Минут 20 плутали по городу, пытаясь выехать на улицу, где было забронировано жилье. Везде дороги с односторонним движением. Ни Навител, ни Мапс.ми про них не знали и бодро вели то под кирпич, то вообще на лестницу.