Чешские скалы 2019

Предисловие

Отчет о поездке на автомобиле на северо-восток Чехии в район Броумовского ландшафтного парка в мае 2019 года. Состав группы: двое взрослых и трое детей (7, 4 и 2,5 года). Автомобиль: Lada Largus 2017 года.

Вступление

Однажды в мае случились длинные выходные. А так как у всех имелся действующий мультишенген, то решили, что грех куда-нибудь не съездить. С одной стороны, сильно далеко ехать времени особо не было, с другой стороны хотелось гор. Горы на северо-востоке Чехии – то что надо!

Дорогу одолели за один день. Правда, подвела граница: доверившись информации сайта погранкомитета об очередях на пограничных пунктах, папа решил сделать крюк и поехал туда, где очередь меньше. В итоге на границе простояли пять с половиной часов, плюс из-за изменения маршрута на дорогу потратили на полтора часа больше.  Уже на выезде с погранперехода отправили смс-ку хозяевам забронированного дома, что немного опоздаем. Потом по дороге от границы до домика еще 3 или 4 раза слали смс-ки, что опоздаем еще немного, потом еще немного… В общем, выехав в 6:20, прибыли на место только в первом часу ночи. Повезло, что хозяева оказались адекватными людьми, вошли в положение и спокойно нас заселили.

Наш домик

Адршпашско-теплицкие скалы

Долгосрочный прогноз погоды был не самым оптимистичным, поэтому первый же день решили посвятить самому грандиозному, тем более что на первый день синоптики обещали солнце. Выбирали между комплексом в адршпаше и в теплице. При подготовке к поездке в одном из отчётов прочитали, что в адршпаше больше людей, больше всяких притянутые за уши развлечений для туристов. Толпами ходить мы не любим, поэтому поехали в теплицкий комплекс. А ещё хотелось стену из скал увидеть, ту которая как раз в теплице.

От Трутнова, где мы снимали домик, до скал 40 минут на машине. Часть дороги - небольшой приятный серпантин, в целом, качество покрытия не очень.

По пути к нашей цели проезжали ардшпашский комплекс. Много туристических автобусов на парковке ещё раз убедили нас в правильности решения.

Парковка у теплицких скал платная - 100 крон. Причем карточки не берут – только наличка. Машин много, автобусов не было. Видели несколько семей с колясками и совсем маленькими детьми.

Вход в скалы тоже платный. Есть семейные билеты, но они оправданы для тех у кого дети старше 6 лет, т.к. малышам вход бесплатный. Мы на всех отдали 250 крон.

Указатель в начале тропы

При покупке билета выдают карту с описанием скал и схемой маршрутов. Маршрут кольцевой, маркирован, на развилках есть указатели: куда и какой маршрут уходит, заблудится сложно. По пути есть указатели на скалы с названием продублированы на чешском и английском, правда иногда чтобы найти именно ту скалу надо очень постараться. У каждого свой полет фантазии.

Здесь авторы увидели склад сыра
   Коляску брать особого смысла нету, т.к. большую часть пути ее придется нести на руках. Мы свою взяли и буквально метров через 300 кинули недалеко от тропы среди камней. На обратном пути забрали.

Коляске с маленькими колесами будет трудно проехать. А есть участки еще и с корнями

Детям было весело, даже младшая много шла сама. Мальчики облазили все камни, которые были у дороги. Правда где-то в середине прогулки нам настоятельно посоветовали ни в коем случае не сходить с тропинок потому, что трава кишмя кишит змеями. Пришлось запретить детям лазить. В итоге: родители – плохие, змеи – плохие, чехи – плохие, и вообще, зачем мы сюда приехали? Но потом дети немного отошли и повеселели.

Юные скалолазы

Очередной вызов!
   Кольцевой маршрут не получился, т.к. на время выведения потомства соколами проход возле стены закрыт. Жена немного расстроилась. Но и без стены впечатлений хватило. Гуляли часов пять. Скалы впечатляют.

Кольцевой маршрут не получился
Теплицкие скалы

Корни поваленного дерева

Каменные стены

Каменные столбы
   Большее всего понравилось ущелье-лабиринт под названием Сибирь. В одном месте было 3 градуса тепла и лежал снег (притом, что за пределами ущелья температура воздуха была градусов 15, не меньше). Лабиринт достаточно длинный. Проход в ущелье узкий и скалы уходят вертикально вверх.

У чехов есть своя Сибирь

И правда холодно!

Также интересно было подняться на обзорную площадку на развалинах горного замка Струмен. Причем сам подъем нам показался интереснее видов сверху.

Вначале лестница широкая и удобная. Но последний участок довольно крутой

Вид с вершины горного замка

Открывающаяся панорама
   Для любителей культурных достопримечательностей можно посмотреть ворота Гёте. Информационные таблички подскажут, что это они и есть.

Ворота Гёте

Не ошиблись - это они

Вот как образовались поваленные скалы
   Есть отдельные интересные скалы. Нам больше всего понравилась «охотник».

Где-то в той стороне можно рассмотреть "Охотника"

Если немного присмотреться...

То, и правда, можно увидеть фигуру, похожую на присевшего человека
   Прогулка получилась приятной, интересной, расслабленной. Людей было не очень много, погода радовала солнышком.

Броумовские стены

С утра был дождь, но он как раз вписывался в наши планы, т.к. надо было купить продуктов, а накануне в Европе отмечали день победы (8 мая – вот нежданчик!) и магазины не работали. Мы отправились исследовать местный Кауфланд, потому что там был обменник, а нам нужно было немного чешских наличных денег. Еще в предыдущую поездку в Чехию обратили внимание, что банковские карточки принимают далеко не везде! Если на платной парковке есть парковщик, то он возьмет и евро (по не самому выгодному курсу), а вот если стоит паркомат – то крутись как хочешь, а кроны достань.

После обеда погода улучшилась, и мы поехали искать грибы… каменные. До комплекса Броумовские стены ехать примерно час.

Парковка возле комплекса платная 60 крон, вход свободный.

Главная наша цель была посмотреть маленькие камне-скалы, которые под воздействием ветров, дождей и эрозии приобрели форму гриба.

Маршруты описаны на информационных стендах, маркированы, с картами Maps.me совпадают.

Если идти до грибов и обратно, то можно брать коляску. Мы брали, но мы свои коляски не жалеем.

Грибы раскинуты по лесу, высота до 2,5-3 метров. Если не знать какие они и где, то можно некоторые и пропустить.  Дети опять играли в скалолазов, только на этот раз к ним ещё и папа присоединился.

Это и есть каменные грибы

Еще они могут быть такими

Или вот такими

Насобирав фото грибов, решили прогуляться до ближайшей смотровой площадки. Но дорога сначала свернула в дремучий лес, а потом ещё и превратилась в грязетопство. В какой-то момент поняли, что надо разворачиваться, так как тропа становилась совершенно непроходимой, скользкой, мокрой.

На такой дороге очень легко поскользнуться
   Вернулись к грибной полянке и назад решили идти круговой дорогой, нашли ещё один гриб-корабль и необозначенную смотровую площадку.

Вид со смотровой площадки
   А потом опять начался лес из страшных сказок: темный, сырой, с мрачными скалами. Но нам он понравился. Опять видели немного снега.

Дорога уходит все ниже и ниже в ущелье

Как будто закопали каменный куб

В лесу

Деревья и скалы
   Когда вышли к дороге, перекусили и решили прогуляться до ещё одной обзорной площадки. К ней также можно брать коляску. Обзорная площадка слегка небезопасна из-за расщелины между камнями, но виды красивые.

К вечеру погода окончательно улучшилась
Вид со смотровой площадки

По Броумовским стенам много тропинок, и при желании можно гулять целый день и намотать километров 30.

Мы гуляли часа три. Дети периодически начинали ныть, но их получалось отвлечь. Определенно, день не пропал даром!

Скала Бишофштайн

Прогноз погоды опять был нестабильным. Решили съездить посмотреть замок и прогуляться до смотровой башни. Маршруты выбрали не длинные, так как вероятность дождя была высока. Навигатор решил вести нас к отправной точке какой-то закрытой дорогой. Пришлось сделать крюк километров 7. Парковки нет. Мы оставили машину около какого-то одинокого пансионата. Прогулялись рядом с озером и полезли в скалы.

Озеро и скалы

Еще немного скал
   Скал не много, но большие каменюки впечатляют. Дети рванули быстрее всех и, не рассмотрев остатки древнего сооружения, забрались на обзорную площадку. С обзорной площадки видна смотровая башня на горе Чап - следующий пункт нашего плана.

Вид со смотровой площадке на вершине Бишофштайна

Вид на лес

Панорама в сторону полей

Остатки замка интересные, вырубленные в скале. Такая каменная головешка, с окошками и лесенкой. Всем понравилось.

Остатки каменного замка

Небольшая историческая справка
   Приятное место для маленькой прогулки. И по камням поскакать, и вдоль озера прогуляться.

Если ещё одна обзорная площадка чуть ниже, но нас она не впечатлила, да и там были какие-то немецкие туристы, решили им не мешать.

До смотровой башни надо было идти в другую сторону от автомобильной дороги. И тут начался дождь. Мы были в дождевиках, поэтому не промокли, но ощущения неприятные. Дети слегка капризничали, младшая скакала то на руки, то с рук. Но дошли.

Промаркированный маршрут к смотровой башне на горе Чап
   Смотровая башня - относительно новый экспонат в здешних местах, установлена на самой высокой точке региона горе Чап. Дорога идет сначала вдоль активно приводимой в порядок деревеньки, а потом  по лесу по хорошей дороге (на велосипеде проехать можно, с коляской тоже, если миновать небольшой неудобный участок в самом начале маршрута). Набор высоты начинается только перед самой горой. Не смотря на погоду, встречали людей, гуляющих в тех местах с такой же целью, как и мы. Были и велосипедисты и семьи с детьми.

Смотровая башня

Панорамный вид со смотровой башни

Башня не очень высокая, но панорамы с нее открываются хорошие. Ещё очень понравилось, что в каждую сторону есть информационное фото, с указанием объектов, которые виды в данном направлении.

Информационные таблички очень кстати

Скалы рядом со смотровой башней
   Пока гуляли к башне, распогодилось. Так как больших планов не было, то решили съездить на ещё одну смотровую башню, которая рядом с Трутновом. Башня тоже не старая и построена примерно по той же технологии и из таких же материалов, но выше первой.

Смотровая башня недалеко от Трутнова

Панорамный вид со смотровой башни

Историю ее постройки не изучали, но скорее всего она позиционируется, как обзорная точка для изучения оборонительных сооружений времён второй мировой войны. Рядом с башней виден один из бункеров, являющийся частью какой-то грандиозной оборонительной системы, развернутой в окрестностях.

Большой и маленький бункеры - часть грандиозной фортификационной системы
   А ещё рядом с башней небольшая детская площадка, с интересным решением лестницы на горку.

Детская площадка рядом со смотровой башней

Вечером гуляли в окрестностях нашего дачного кооператива. Дошли до кемпинга, там дети поиграли на площадке. Больше всего популярностью пользовалась тарзанка.

Озеро рядом с нашим домиком

Осташ

После не самого лёгкого пути из Беларуси, решили,  что домой лучше ехать в два этапа, с ночёвкой в Варшаве. До Варшавы часов 6 дорога. Первую половину дня можно было чем-нибудь занять. Изначально планировали посетить несколько озер на территории Польши, однако в последний момент передумали и рванули смотреть скалы в Осташе. В конце концов, мы же ехали в скалы!

Информационная табличка перед началом тропы на Осташские скалы

Парковка маленькая, платная (40 крон). Машин было на удивление много. Наверное, потому что суббота. В основном чешские номера.    Много семей с детьми и просто больших компаний. Рядом с парковкой кемпинг там бесплатно можно сходить в туалет. Есть какой-то киоск с напитками и перекусами. Как и в других комплексах  есть информационные стенды, трассы маркированы. Скал не очень много, но их форма очень интересная.

Скалы в Осташе
   А ещё там среди очередного нагромождения скал получился естественный лабиринт! Можно подняться на второй этаж галереи, можно просто полазить по камням или поблуждать по узким проходам. Всем очень понравилось, с детьми туда можно смело ехать.

Лабиринт среди скал
   Скалы для лазанья в первой половине пути, потом несколько обзорных площадок с видами с высоты. Гора Осташ, по большому счету, последняя интересная точка на маршруте. На ней оборудована обзорная площадка.

"Медведи"

"Чертов автомобиль"

Вид с обзорной площадки на горе Осташ
   Вернуться к началу маршрута можно тем же путем через скалы,  а можно по лесу. Дорожку через лес ещё доделывают, пока на пути много поваленных деревьев.
Прогулка получилась приятной. На парковке перекусили кашей из термосов и бутербродами с чаем. Выехали и отправились в сторону Варшавы.

Заключение

После Осташа спокойно доехали и заселились в Варшаве. На следующий день, как следует выспавшись, двинули к дому. Границу прошли всего за 35 минут! Это наш рекорд прохождения Белорусско-Шенгенской границы. В Минске были в половине седьмого.

Поездка проходила с 7-го по 12 мая. Всего проехали 2470 км. На дорогу и парковки потратили 230 евро (из них 190 – на бензин). На жилье – 240 евро. Около 80 евро – на питание. Итого вложились в 560 евро.

Чешские скалы за кадром. Что еще можно было бы посмотреть

Если времени чуть больше, то можно осмотреть ардшпашский комплекс. Можно еще день посвятить броумовским дорожкам. Можно свернуть в сторону Крконошского заповедника и съездить на Снежку, самую высокую точку Чехии. Можно осматривать замки и музеи Карловоградского края. Для любителей военной истории будет интересна система оборонительных сооружений. Есть музеи и замки. Развлечения есть на любой вкус.