вторник, 19 ноября 2019 г.

Глава первая. Дорога на край света.

Предисловие



После первого путешествия в Норвегию в июне 2016 года в нашей семье было только и разговоров про север. Впечатления были настолько сильными, что вопрос о необходимости следующей поездки в страну фьордов, гор и водопадов фактически даже не ставился. Надо ехать!

Мысли о примерном маршруте, сроках и компании появились ещё в феврале. К середине апреля вырисовался более четкий план: ехать только на север, без региона фьордов. Примерный маршрут выглядел так: через Финляндию до Нордкапа (очень уж папе хотелось раздобыть наклейку на машину с крайнего севера), затем спускаемся до Лофотенов, долгая остановка на островах, и путь домой через ледник (который можно потрогать - обязательное условие!). Состав группы - наша семья и друг. На все про все 2 недели.

При планировании путешествия  очень много времени заняло решение вопросов с жильем на промежуточных ночевках и длительных остановках. Норвегия не самая дешевая страна, и оставлять по 150-200 евро за ночь очень не хотелось. Изначально оптимистический бюджет предусматривал жилье за 70-80 евро за ночь на всех. На практике средняя цена оказалась около 100 евро.
Жёсткие рамки были только по переездам, т.к. искать ночевки на месте не планировали. С учетом нестабильности погоды были заготовлены различные варианты проведения времени. Маршрут и точки интереса занесли на Гугл карты, откуда уже в поездке выбирали активности, наиболее подходящие под погодные условия.
Очень хотелось походить по горам, однако, неясно было как поведут себя дети. Также обязательной программой было посещение Нордкапа и ледника. Все остальные достопримечательности, развлечения и активности приветствовались, но не были главной целью.



Дорога

10 июня. Переезд Минск (Беларусь) - Таллин (Эстония).

Первый день прошел без приключений. Ехали из Минска в Таллин через Вильнюс и Ригу - самым коротким маршрутом на Нордкап. В Паневежисе затарились продуктами и пообедали в кафе драниками. Сотрудники кафе подарили детям еще и по шарику. Лишнего места для шариков в машине не было, пришлось изыскивать резервы. 



Много ремонта с реверсивный движением и пробками было под Ригой.  Ехали не очень быстро и это слегка утомляло.


Торговый центр в Паневежисе в одном из кафе которого готовят приличные драники
Мегастул где-то на просторах Латвии
Не успели оглянуться - а вот уже и Эстония



Старший сын временами жаловался на тошноту - останавливались отдохнуть и  подышать свежим воздухом. Давали попить кока-колы. Вроде как она должна подавлять рвотные позывы. Сын говорил, что помогает, хотя, возможно, ему просто нравилась сладкая газировка (обычно мы такое не покупаем детям). Уже после поездки пришли к выводу, что просто ему не хватало свежего воздуха. В Таллин приехали в начале десятого, перекусили и спать.



11 июня. Переезд Таллин (Эстония) - Ий (Финляндия).


Утро началось очень рано. На регистрацию на паром надо было прибыть как минимум за час до отправления. Билеты на паром Таллин-Хельсинки-Таллин были куплены заранее. Также воспользовались возможностью электронной регистрации. Уже в порту после считывания qr- кода нашей регистрации нам выдали какой то флаер, с указанием, что в машине маленький ребенок. Какие бонусы он должен был дать, мы так и не поняли, даже никакого приоритета при заезде на паром не было. Паром Megastar компании Tallink Silja Line за 2 часа доставил нас из столицы Эстонии в столицу Финляндии. На пароме видели открытую палубу, салон с местами для сидения и детскую комнату. Все понравилось. Впечатлили европейцы, которые экономят деньги и спят не в каютах, а прямо на полу в салоне. Детская комната, возможно, тесновата, но дети были довольны. Мамы самых маленьких пассажиров, наверное, оценили бы санузел с пеленальным столиком, выход к которому прямо из детской комнаты. Мы оценили. Но паром идет всего 2 часа,  дети не успели наиграться.
В ожидании посадки на паром

Наш Мегастар

Новый Таллин

Старый Таллин

Детская игровая комната на пароме

Покинув паром, не стали заезжать в Хельсинки, а вывернули на объездные пути и поехали знакомиться со страной тысячи озер. Их действительно очень много и почти всю дорогу едешь рядом то с одним, то с другим водоемом.


Вот так встречают Хельсинки туристов

Хельсинки недалеко от порта

Если не знать, что едешь по Финляндии, то вполне можно спутать с Беларусью

Страна тысячи озер

Второй день пути тоже получился довольно однообразным. За всю дорогу по Финляндии при планировании путешествия мы смогли найти недалеко от трассы только одно достойное внимания место - музей колоколов. Изначально, это просто была кафешка на дороге, владельцы которой решили создать своеобразный антураж, расставив везде колокольчики. Но потом это переросло в нечто большее. На данный момент коллекция содержит несколько десятков больших колоколов снаружи, и несколько сотен (тысяч?) колокольчиков внутри кафешки. В некоторые из колоколов на улице можно позвонить. Ну, то есть физически можно, а морально - нет: таблички запрещают. Поэтому многие туристы притворяются безграмотными…

Много колоколов

Хотели позвонить? Вам туда...

Еще немного колоколов


В самой кафешке выбор блюд не ахти, а цены заоблачные. Как, впрочем, и везде в тех краях. Там же есть небольшая заправка. Практически рядом с музеем колоколов есть другая заправка, которая решила привлечь внимание проезжающих своим туристическим аттракционов - музеем камней или валунов. Но он был еще не работающим во время нашего путешествия.


В Финляндии много радаров скорости. Причем часто видели, что предупреждающий о радаре знак есть, а радара нет. И наоборот. Так что ехали внимательно  по знакам, стараясь не превышать более чем на 5 км/ч.


В кемпинг приехали к восьми вечера. Успели даже немного прогуляться. Так как до полярного круга оставалось всего пару сотен километров и до летнего солнцестояния оставалось всего пару дней, то вся ночь прошла в легких вечерних сумерках. Солнце хоть и спряталось за горизонт, но было где-то очень близко.

Красный двухэтажный - наш

Рядом с кемпингом течет река

Половина второго ночи

Домик был с водой но без санузла, для нас это был новый опыт. До этого мы останавливались в кемпингах, где самые дешевые кабинки воды не предусматривают вообще. Душ в отдельном здании, бесплатный. Хорошо продумана система удаления воды с пола - в каждой кабинке стоит специальная швабра-водосгон, которая делает пол почти сухим. Интернет бесплатный, но только в районе ресепшена и только в часы работы ресепшена.


12 июня. Переезд Ий (Финляндия) - Карасйок (Норвегия).


На третий день путешествия планировалось знаковое событие - пересечение северного полярного круга. Дорога пересекала широту недалеко от городка Рованиеми. Местные жители решили, что сам факт пересечения полярного круга - это недостаточно интересно туристам, и в месте символической линии соорудили до кучи резиденцию Йоулупукки (он же Санта-Клаус, он же Дед Мороз). Нас интересовала, в первую очередь именно линия границы полярного круга.

Нордкап все ближе

Символическая линия северного полярного круга

А тут не жарко

Декорации для фото. А почему вместо головы оленя не проделали дырку?

Но и к Санте мы заглянули. Если хоть немного увлекаться новогодней символикой, то место должно впечатлить - резиденцию сделали качественно. Даже в июне присутствует атмосфера нового года. Кстати, с Сантой можно сфотографироваться (точнее, вас могут сфотографировать). Скачать фото можно с сайта Санты “всего лишь” за 40 евро. Самое интересное, что дети не особо поняли что происходит и куда они попали. Мы их специально не готовили ко встрече с исполнителем детских желаний, но по комплексу все побегали с удовольствием. Особый восторг вызывали декорации для фото, где нужно просунуть голову в отверстие.

Санта встречает гостей с размахом: парковки, гостиница и куча аттракционов

Линия северного полярного круга упирается в резиденцию Санты

Тут живет Санта и его гномы

Вход в резиденцию

   А дальше началась Лапландия. Изменилась растительность, деревья стали ниже, более кустистые и кривые. Похолодало. Если до самого Ийя температура была около 20 градусов, то сейчас едва ли достигала 12-14. Стали появляться северные олени.


Пейзажи Лапландии
По дороге до следующего кемпинга заехали на еще одно интересное место - медвежий камень. Сам камень - это большой валун, под который можно залезть в мини-пещерку. Неплохо, но не более. Намного больше впечатляет длинная деревянная лестница, ведущая от парковки, петляющая среди деревьев и огромных валунов к медвежьему камню и ещё немного дальше на смотровую площадку, с которой открывается вид на озеро Инари. Место слегка окультурено туристическим бизнесом: у начала тропы есть кафе и сувенирная лавка. А еще чучело медведя, которое двигается и рычит. Дети немного испугались.


Лестница к Медвежьему камню

А вот и сам Медвежий камень

Вход в пещерку

Панорама с обзорной площадки над Медвежьим камнем
Когда приехали в кемпинг в Карасйоке, пошел небольшой снег. На календаре было 12 июня. Домик оказался с холодильником и посудой, но без плиты. Готовили на общей кухне в отдельном здании. Санузел тоже находился в отдельном здании.  Душ палатный и автомат принимает только норвежские кроны.


Домик в кемпинге рядом с городом Карасйок
13 июня. Переезд Карасйок - Алта с посещением Нордкапа.
С четвертого дня начиналось все самое интересное. Сегодня нас ждал Нордкап. Но перед ним, что бы разбить четырехчасовой переезд, решили по дороге заехать в еще одно интересное место: trollholmsund - каменные столбы высотой 2-3 человеческих роста на берегу Баренцева моря. Необычная достопримечательность, так же как и место, где она находится.

   На парковке кроме нашей машины было 3 автомобиля. Есть информационный щит с планом местности и маршрута. Прогулка к троллям получилась легкой,  интересной и холодной. Если в Карасйоке, где мы накануне ночевали, было градусов 10-12, то здесь было не больше трёх. Тропинка хорошо различима на протяжении всего пути и идёт по холмам вверх и вниз. Пейзажи впечатляют. Серые небо и море, насыщенная зеленая трава, белые острые камни под ногами,  безлюдность и суровость. Сами каменные столбы оказались намного больше чем мы себе представляли. На обратном пути подошли к воде, потрогали - ледяная. Место всем очень понравилось! Старшие дети спокойно прошли весь маршрут в 2 км, это вселяло оптимизм по поводу наших горных планов. На младшей протестировали хипсит (рюкзак для переноски маленьких детей), она конечно сопротивлялась, но ехала на маме.


Дорога к Беренцеву морю

Информационный стенд на парковке в начале дороги к Тролхолмсунду

Суровые северные пейзажи

Серо, мрачно, холодно

Среди камней встречаются прогалины с маленькими сиреневыми цветочками

"Тролли" находятся рядом с рыбацкой деревушкой

Даже цвет у моря какой-то... холодный

"Тролли" на фоне Баренцева моря

Панорама "Троллей"

Трава почему-то имеет очень насыщенный цвет
А дальше после непродолжительного переезда был Нордкап. Самая северная точка Европы. Хотя, это не совсем так. Если говорить про континентальную Европу, то Нордкап находится на острове, хоть и соединенном с материком подводным туннелем. Если говорить про острова, то Шпицберген намн-о-о-о-го севернее. И даже на своем острове Нордкап не самая северная точка - мыс Нордкин на пару сотен метров севернее, но до Нордкина идти пешком километров 10 в одну сторону. Так что Нордкап - это самая северная точка Европы, до которой можно добраться по дороге с минимальными трудностями. Как-то так. В общем - коммерческий проект. Причем, скорее всего, достаточно успешный. Ведь стоимость въезда на парковку к комплексу - около 30 евро (275 крон) со взрослого, который въезжает на машине (студентам скидки, детям старше 5 лет - 95 крон, младше - бесплатно). Кидать машину перед КПП нельзя: стоят запрещающие знаки, скорее всего, могут и эвакуировать.



До Нордкапа осталось чуть-чуть

Пейзажи недалеко от Нордкапа
Место пользуется популярностью. На стоянке много авто-мототранспорта из самых разных уголков Европы. Соответственно, и туристов более чем достаточно, так что если хочется сделать фото одинокого покорителя севера, то придется поискать подходящий ракурс.


Вид на мыс сбоку

Вид на море и скалы с Нордкапа

Место пользуется популярностью

Где-то там за горизонтом Северный полюс

Здание туристического комплекса на Нордкапе

Вот так на Нордкапе можно летней ночью полюбоваться на Солнце
Не смотря на то, что светило солнце, температура не поднималась выше двух-трёх градусов. Плюс сильный ветер. Было совсем не жарко. Так что побродив немного по окрестностям комплекса, полюбовавшись видами на Северный Ледовитый океан (да, на самом деле это Баренцево море, а не океан, но так хочется думать…), сфоткались на фоне нордкапского глобуса (выловить момент без посторонних в кадре так и не получилось) и пошли внутрь комплекса отогреваться. Комплекс объединяет в себе музей, общепит и магазин сувениров. Входной билет в музей включен в стоимость въезда на Нордкап. Можно посмотреть экспозицию и кино про историю развития туризма в этих краях. Музей нам был особо не интересен, еда с собой, а вот за сувенирами заглянули. Там и купили вожделенную наклейку. Цель достигнута, можно ехать домой! Кстати, на Нордкапе дети нашли первые за поездку “тролльские сокровища”.


Заветная наклеечка
Так как до Алты, следующего места ночевки, ехать было не близко, то на Нордкапе мы долго не задержались. На самом деле, ничего особо интересного там нету. Просто это знаковое географическое место, которое можно посетить для галочки (в нашем случае - для наклеечки).


За два дня пути уже порядком привыкли к такой картине

Панорама по дороге с Нордкапа

Домики на острове
До Алты доехали без приключений. Уже при заселении в кемпинг произошла накладка, и нас, не смотря на все распечатанные подтверждения с букинга, чуть не отправили искать ночлег где-нибудь в другом месте. Но потом оказалось, что они просто ключи от нашего домика куда-то не туда повесили и подумали, что домик уже занят. Заселились. Заодно убедились, что бронировать все жилье заранее - было правильное  решение. Многие едут в это время на север, и с жильем в регионе довольно туго. Наш домик оказался замечательным: хорошо укомплектован, уютный и с великолепным видом из панорамного окна. Кухня маленькая, но своя. Санузел без душа также свой, в домике. Общественный душ в отдельном здании бесплатно.


Наш домик в кемпинге рядом с Алтой
Из окна дома открывался шикарный вид на реку
На улице оказалось неожиданно тепло, градусов 15. Здесь же мы впервые увидели полночное Солнце (предыдущую ночь в Карасйоке была пасмурная погода, поэтому солнца видно не было, просто светлые сумерки)!



Полночное Солнце
Непередаваемые ощущения, когда на часах первый час ночи, а на улице светит солнце! Организм сбивается с ритма и отказывался понимать, что происходит. Спать не хотелось совершенно, несмотря даже на усталость и день, полный впечатлений.


14 июня. Переезд Алта - Сенья.
На следующий день предстоял длинный переезд до острова Сенья. Перед выездом, заехали в музей петроглифов недалеко от Алты. Петроглифы - это древние наскальные рисунки. Мы такого ещё не видели, поэтому решили заглянуть. Вход платный. 115 крон со взрослого, детям бесплатно. Было довольно интересно, да и место красивое, рядом море. В общем - хорошо провели время. Даже не смотря на то, что в музее было достаточно многолюдно.


План музея-парка

Древние наскальные рисунки - петроглифы

Без подкраски рисунки на камне практически неразличимы

Музей расположен в живописном парке

Почти вся туристическая тропа оборудована деревянным настилом

В одном месте тропа выходит к морю
Гуляя по парку-музею, заметили мастера, возможно, создающего очередной “древний шедевр”. Может, не такие они и древние, эти петроглифы…


Так создается древность
Дальше была живописная дорога до острова.


Заснеженные горы

Перевал по дороге к Сенье

Вид с перевала

Чем выше поднимаешься, тем больше снега

Вид на дорогу и горы

Почти вся дорога идет с видом на горы и заливы

Туннель 4,6 км. Очень средненько для Норвегии

Гора, похожая на вулкан

Все, можно гнать?

Уже перед самым островом, навигатор указал сворачивать с главной дороги и бодро повел сельскими тропами. А потом сказал: "ныряй".


Это вот как?
Может быть, здесь можно проехать в другое время года, или в другое время суток, или на БМП. Но в ЭТОЙ реке мы не рискнули искать брод. В итоге, на объезд "короткой" дороги потратили лишних полчаса. Дальше уже до самого кемпинга ехали без приключений. А ночью опять светило Солнце.


Наш домик в кемпинге

Полночное Солнце на острове Сенья
Здесь домик  был с двумя спальнями, своим санузлом и практически панорамным окном, выходящим на солнечную сторону - на север. Так что любоваться полуночным Солнцем можно было не выходя из дома. Весь кемпинг был достаточно большой, со своим небольшим зоопарком и неплохой детской площадкой. Людей в кемпинг было немного.



Следующая глава. Северные острова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий