вторник, 19 ноября 2019 г.

Глава третья. Домой

21 июня. Переезд Лофотены-Форей. Водовороты и туалеты.
Норвежская погода капризна, но в целом на Лофотенах нам повезло. Мы успели посмотреть достаточно интересных мест и получить много-много впечатлений. Самая большая часть северного путешествия заканчивалась. Утром выселились из кемпинга и поехали в Свольвер на паром, который должен был нас доставить на материк (всего за паром отдали 693 кроны - стоимость зависит от параметров машины, а также от количества и возраста пассажиров). Почти традиционно переезд выпал на дождливый день, но мы то в машине, нам тепло и сухо, а за окном пейзажи норвежской глубинки, т.к. в этот раз мы ехали другой дорогой, менее туристической.

В Свольвер приехали заранее, чтобы точно попасть на паром, так как были опасения что будет много желающих. Желающих было пару легковушек, микроавтобус и мусоровоз. Паром чуть больше тех, что плавают через фьорды, но гораздо меньше круизных, которые возят туристов через Балтийское море.

Мама немного переживала, чтобы детей не укачало, так как не раз читала про экстремальные условия на паромах, курсирующих между материком и архипелагом. Ведь нужно было пройти через большой пролив, то есть фактически идти по открытому морю. На пароме для неприятных случаев предусмотрены пакетики с инструкцией как ими пользоваться. К счастью, все обошлось. Дети спокойно играли в конструктор в загончике для детей. Уже под самый конец переправы пошли в хвост корабля посмотреть как правильно называется судно и обнаружили, что там качает значительно меньше. После переправы на материк наш путь лежал в городок Фурой, недалеко от которого находилась наша следующая цель - ледник.

Когда в 2016 годы мы первый раз попали в Норвегию, то видели ледник. Но с расстояния пары километров. Дело в том, что в последнее время многие ледники активно тают и, соответственно, чтобы до них дотянуться, надо забираться все выше и выше в горы. Нас тот ледник очень впечатлил, но добраться до него можно было только в специальном альпинистском снаряжении. Ледник в парке Свартисен, к которому мы направлялись, был один из немногих ледников, до которых можно буквально дотянуться рукой.

Мы были полны планов и предвкушении и единственное что могло помешать нашей задумке это погода. Дождь продолжался.

На одной из остановок, не смотря на дождь, удалось полюбоваться необычным ландшафтом. При более детальном изучении окрестностей оказалось, что где-то здесь есть наскальные рисунки. Но искать их не стали.


Вид на острова с парома

Необычный ландшафт на одной из остановок

Где-то недалеко должны быть наскальные рисунки

Переезд? Значит - дождь
Проехав Будё, недалеко от населенного пункта Сальстраумен остановились посмотреть невиданное нами ранее явление природы: водовороты. Понятно, что все видели небольшие водовороты на реке рядом с какой-нибудь корягой или еще где-нибудь. Тут же интернетом обещались колоссальные масштабы! В этом месте фиксируется одно из самых сильных приливных течений в мире. И когда это течение, обогнув остров, встречается само с собой, вода начинает бурлить и закручиваться.

Над проливом построен мост. Рядом с мостом большие парковки, а также какой-то музей или исследовательский центр (особо не разбирались). Оставили машину на парковке и пошли на мост. Вся поверхность воды была покрыта разного размера водоворотами. Необычно, но обещанных воронок диаметром до 12 метров и глубиной до 5 мы и близко не увидели. Наверное, попали где-то между пиками водоворотной активности. В интернете есть информация о том, когда в течении дня можно наблюдать самые большие водовороты (https://visitbodo.com/home в разделе туристической информации), но так как мы бы в любом случае под это расписание не подстраивались, то и смотреть его не стали.


Водовороты вблизи

Вид на водовороты с моста

Несколько раз казалось, что вот-вот образуется гигантская воронка, но нет
Следующей достопримечательностью с пометкой "взглянуть по дороге" был... туалет. Нет, обычным туалетом нас не удивишь. А поездив по Норвегии, и необычным туалетом удивить будет сложно. Но про этот на просторах интернета писали не иначе как "самый красивый в мире". Архитектурное решение конечно интересное. И визуальный ряд вокруг неплохой. Но что-то с освещением, временем суток и точкой, с которой смотрели, было не так. Красоты не ощущалось.


Самый красивый общественный туалет в мире
Зато впечатлила система открытия дверей. Когда папа потянул за ручку, дверь даже не шелохнулась. Приложив изрядное усилие, дверь немного приоткрылась. В конце-концов, уперевшись коленом в дверной косяк и потянув изо всех сил, удалось проникнуть в помещение. Может, заржавела? Так помещению всего пару месяцев, не больше… Внутри все говорило о том, что туалетом могут пользоваться инвалиды. Оставалось только порадоваться физической форме норвежских инвалидов, которые успешно справляются с такими дверями. Как оказалось чуть позднее, надо было не за инвалидов радоваться, а за себя расстраиваться: дверь была снабжена электроприводом и открывалась по нажатии кнопки. Беда в том, что кнопку это надо вначале найти. Ну ничего, главное, что успели.

Дорога до Фуроя прошла под задорный стук дождя по стеклу. Погода держала в тонусе на фоне завтрашних грандиозных планов похода на ледник. Ещё на Лофотенах мы изучали всевозможные погодные сайты. И все в один голос утверждали, что будет дождь и ничего кроме дождя целый день. Хотя в какой то момент один из ресурсов подарил небольшую надежду, что в первой половине дня дождя не будет. Оптимизма такие расклады не вселяли, но кемпинг забронирован и от плана мы не отступаем.


Кемпинг в Фурое достаточно большой, т.к. это одна из удобных точек для разных маршрутов и транзита, а ввиду наличия рядом фьорда, то ещё и рыбакам раздолье. Здесь также был забронирован домик с удобствами. Хозяева кемпинга хотели оплату сразу после бронирования, но сколько мы не пытались оплатить через сайт - ничего у нас не получалось. В итоге владельцы под честное слово оставили для нас домик на нужную дату. Вообще бронирование напрямую в кемпингах очень часто состоит в договоренности по телефону или электронной почте, о том на какую дату и какое жилье нужно, без предоплат и паспортных данных или данных о номере банковской карты.

Наш домик был немного на отшибе от кемпинга и до него надо было подниматься по лестнице.


Наш дом в Фурое
Внутри было почти все что нужно для жизни, в том числе санузел и отопление.

Не было интернета, который именно в тот вечер нам был очень нужен для мониторинга погоды (произошел какой то форс-мажор и его не было именно в тот день во всем кемпинге). Дело в том, что наличие дождя при походе на ледник - это не вопрос комфорта, но вопрос принципиальной возможности дойти до ледника, так как последний участок тропы проходит по гладким скользким скалам. И идти туда в дождь было бы авантюрой на грани безумия.


22 июня. Ледник не смотря ни на что.
Проснулись и поняли, что, кажется, нам везет - дождя нет! Есть шанс увидеть и потрогать голубой лёд!

Для того чтобы увидеть ледник надо доехать до причала, с которого на катере переправиться через озеро (билет туда и назад всего 180 крон взрослым, детям бесплатно) и дальше 3 км идти пешком до горы. Потом ещё примерно километр до языка ледника прыгать по скалам. Организация, предоставляющая переправу на катере, также предоставляет в прокат велосипеды, чтобы путешествующим было быстрее добираться до точки старта тропы к леднику. Еще из Минска мы попытались связаться с ними и узнать есть ли велокресла для малышей и можно ли забронировать велосипеды. Нам ответили, что брони нет, все по живой очереди. Решили определяться на месте.

Ко времени прибытия катера на причале собралось достаточно много народа. Была ещё одна семья с детьми, младшему было не больше года - в очередной раз убедились, что не одни мы детей тягаем везде за собой.


Расписание катера к леднику

Причал, с которого отправляется катер

А вот и катер. Ждали не долго
Катер платный, но при посадке никто денег не спросил, только раздали карты с нарисованными маршрутами по нацпарку. Переправа на другой берег заняла минут 20. При сходе на берег денег за проезд опять не спросили. Не спросили - ну и ладно. Рядом с причалом небольшой домик и велопарковка с разными моделями велосипедов. Никаких администраторов поблизости не видно, только телефон на стене. Походили, посмотрели... В конце-концов решили сэкономить денег и пошли пешком, тем более большая часть маршрута должна идти по ровной дороге.

Дорога до ледника делится на два участка. Первый - 3 км - ровная широкая гравийка, по которой спокойно проедет коляска даже с маленькими колесиками. Второй участок - около 1 км - дорога по скалам. Там только ногами.


Мы для младшей коляску не брали, так что часть дороги она ехала у мамы в хипсите, часть у папы на руках. Где-то и сама топала. Старшие дети бегали, баловались, задирали друг друга, искали дубчики, норовили влезть в какой нибудь ручей или лужу. Дорога шла вдоль озера с невероятным бирюзовым цветом воды.

Маркированная туристическая тропа начинается в месте, где заканчивается гравийка и начинаются скалы. Есть три маршрута, маркированных разными цветами. Мы решили придерживаться голубых меток.

Вначале тропа идет достаточно полого. Там где особенно скользко, в скалу вбиты железные прутья, между которыми протянута цепь, за которую можно держаться, чтобы не поскользнуться. Пару раз приходилось перепрыгивать через стекающие в озеро ручьи (по дороге назад в один из таких ручьев старший сын окунул ногу - вначале немного ныл по этому поводу, но потом быстро забыл о неудобстве).

В средней части подъем часто достаточно крут, приходилось карабкаться. Конец маршрута находится в паре сотен метров от ледника. Возможно, из за соображений безопасности, возможно, из-за таяния. Наша цель - дойти до голубого льда, поэтому аккуратно, но идём дальше. Немного волнительно, т.к. ледник - место опасное.

С катера открывается отличный вид на ледник

Первые три километра - ровная широкая гравийка

Дорога огибает озеро с удивительным бирюзовым цветом воды

Последний километр пути проходит по скалам

Где-то дорога поднимается полого, а где-то приходится и карабкаться

Маршрут предусмотрительно промаркирован цветными метками
И вот мы дошли!

Благодаря небольшому отколовшемуся куску (размером с двухэтажный дом - не больше) можно было наглядно убедиться, насколько лед в леднике отличается по цвету от обычного речного льда. Он прямо светится синевой!

Впечатлил также и масштаб природного явления. Когда понимаешь, что толщина льда достигает высоты пяти- семи-этажного здания (а где-то может и больше), то аж пробирает.

Очень интересной оказалась и структура льда. Он не монолитный, как в замерзшей реке или озере, а сложен из мириад маленьких льдышек, размером примерно с фалангу пальца. Возможно, это как-то связано с тем, что лед в леднике - это спрессованный за десятки тысяч лет снег.

Необычно и красиво смотрелся туннель реки, втекающей под ледник и образовавшей своими “теплыми” испарениями пещеру, уходящую куда-то вглубь. Пещера получилась достаточно большая - взрослый мог бы зайти туда лишь немного согнувшись.

У ледника провели примерно полчаса. Дети нашли отколовшийся кусок льда размером с тумбочку и принялись долбить его камнями - это было забавное зрелище. Взрослые опять делали миллионы фото: голубого льда, себя на фоне голубого льда, пещерки в леднике.

Мечта сбылась!

Вроде как, конец маршрута. Дальше - на свой страх и риск

Ну здравствуй, ледник!

В месте скола, там где ледник не покрыт грязью и старым снегом, лед светится насыщенным сине-голубым цветом

Проделанный рекою туннель под ледником

Некоторые рискуют гулять по самому леднику, но для этого необходимо специальное снаряжение
По дороге назад друг семьи ушел немного вперед и пошел по меткам белого маршрута, сказал, что там дорога проще. Всю дорогу туда, и большую часть дороги обратно разглядывали скальные породы. Заинтересовал их необычный ржавый цвет. Решили, что здесь возможно какие то руды залегают. Но мы не геологи и дальше обсуждений дело не пошло.

Скалы по пути к леднику имеют неоднородную структуру и местами ржавый цвет
При посадке на катер настал час расплаты. Капитан спрашивал состав группы и пользовались ли велосипедами. В зависимости от ответов формировалась конечная сумма. Велосипеды, кстати, можно привезти на катере свои (по крайней мере, так пишут в интернете другие путешественники).

Ледник был последним большим запланированным событием, от этого было немного грустно. Дальше начиналась дорога домой. За остаток дня надо было доехать почти до границы Норвегии и Швеции в кемпинг Мисвер. Так как наша дорога опять лежала через водовороты Сальструмена, то решили попытать счастья еще раз в надежде увидеть гигантские воронки. Сальструмен был такой же, как и за день до того. Где-то в этом районе нас догнал обещанный дождь и уже не переставал лить до самого вечера.

Кемпинг оказался большой и малолюдный. Домик был с удобствами и, как заверяла хозяйка, мы были первыми гостями после ремонта. В доме, действительно, была обновленная обстановка. Было прохладно, но электрические батареи через некоторое время нагрели его до комфортной температуры.

Домик в Мисвэре
Через пол часа после заселения вдруг заверещал автономный пожарный извещатель, хотя в доме не было и намека на дым, мы даже еще готовить ничего не начали. Не долго думая, аккуратно его расковыряли и достали батарейки.

Последний раз за поездку поужинали красной рыбой.


23 июня. Переезд Мисвар (Норвегия) - Ий (Финляндия).
Больше ничего интересного не осталось. Теперь просто надо было доехать домой. Правда, кое-что достойное внимания все же нашлось недалеко от границы Норвегии и Швеции. Горная река с подвесным мостом. В отличии от юго-западной части Норвегии, где будущих горных потоков с переизбыток, на севере нам они особо не попадались. Поэтому прогуляться вдоль горной реки  было вдвойне интересно. К тому же мост через реку находится очень близко к трассе, так что даже не пришлось делать крюк и тратить время, чтоб заехать на достопримечательность.


Живописное ущелье по дороге к границе Норвегия-Швеция

Бушующая горная река

Подвесной мост через реку
Сегодня заканчивался самый длинный день в нашей жизни (11 суток Солнце не садилось за горизонт). Где-то в Швеции мы должны были пересечь линию полярного круга. В месте, где, судя по навигатору, проходила линия, никаких резиденций Санта Клаусов, декораций и туристических аттракционов не видели. Только небольшая кафешка. Вся дорога по Швеции проходила по каким-то малолюдным местам. Возможно, и здесь за не очень высокими горами можно найти что то интересное, но на планирование заключений уже не было ни времени ни желания.

Не доезжая немного до Финляндии, остановились на отдых рядом с небольшим парком и отличной детской площадкой. С тарзанкой и мини-скалодромом. Дети были в восторге.


Детская площадка на одной из остановок в Швеции
В Ийе заселились в тот же кемпинг, что и по дороге в Норвегию. Только домик в этот раз достался другой.

24 июня. Переезд Ий (Финляндия) - Таллин (Эстония).
И снова дорога. Тысячи озер за окном, природа все больше похожа на нашу.

В этот раз из Хельсинки в Таллин плыли паромом классом пониже: не "Megastar", а просто "Star". Что в нем не понравилось: нету места, где можно спокойно попить свой чай со своими печенюшками. Все, что есть на пароме со столами и стульями, принадлежит какой-нибудь общепитовской точке и, соответственно, украшено табличками "со своим не приходить". В итоге нашли "ничейные" столы только на открытой палубе. Там и перекусили. Понаблюдали за паромом, который вышел из порта Хельсинки на час раньше нашего, а прибыть должен был через полчаса после нас.

В Таллине нас встречали сумерки и дождь. А еще большие апартаменты на мансардном этаже с  неплохим видом на вечерний город. При заселении хозяин любезно предложил помочь с сумками, а также сообщил, что уже настроил телевизор на футбол. Вечер завершился очередным матчем чемпионата мира и концертом Робби Уильямса. Было хорошо, от удачного насыщенного путешествия и от мысли, что завтра будем дома.


25 июня. Таллин (Эстония) - Минск (Беларусь).
Проснулись с чувством, что уже практически дома. Даже не смотря на почти тысячу километров пути и границу.

Ещё по дороге из Минска в Таллин, между Ригой и границей с Эстонией приметили место, где трасса вплотную подходит к морю. Там же была и парковка, и пляж оборудованный. Так что надеялись, что по дороге назад получится там остановиться и сделать привал с видом на море. А может и искупаться - июнь-то выдался на редкость жарким. Но не судьба! Когда проезжали этот участок, именно на нем шли дорожные работы и не было возможности съехать в сторону моря. Самое обидное, что участок этот всего метров пятьсот, и именно на этих пятистах метрах меняли асфальт. Значит, не в этот раз.

В Паневежисе пообедали в том же кафе. Они готовят отличные драники! По дороге к Вильнюсу небо устроило красивое кино с облаками, тучами и голубым небом.
Недалеко от Вильнюса
Границу проходили вечером. В Минск приехали далеко за полночь. Всю дорогу по Беларуси не оставляло чувство, что что-то не так. Что-то неправильно… Почему ночью не светит Солнце?!

Следующая глава. Немного статистики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий